зарядье

Конкурс на парк в Зарядье  и выставка призеров (всего 6 проектов ),прежде всего, интересны  параллельным решением одной и той же ландшафтной задачи. Это позволяет разглядеть и оценить подходы в поиске и принятии проектного решения у разных игроков-конкурсантов.
Во-вторых,интересны  самими участниками- звездный состав жюри оценивал проекты звездных команд.
Ну и третье, особенность самого участка с большой историей, как древней, так и вполне современной.
Я для себя все шесть проектов разбила на пары, чтобы было удобнее сравнивать.
Первая пара. Резерв и Китайцы. Это те, которые понравились меньше других, хотя нельзя не отметить в их решениях положительные моменты. Резерв это не просто резерв. За Резервом стоят одноименные россияне, немцы Latz+Partner и голландцы Maxwan architects + urbanists
Как вы яхту назовете, так она и поплывет, — говаривал старина Врунгель. Что же остается, как не париться на скамейке запасных, когда в конкурсе участвует «Резерв»? IMG_4439
В проекте заметно доминирования архитектурного, даже строительного подхода .В парке, а там всего 13 га, на каждой террасе, в каждой складке рельефа предлагается строить , строить и строить. Строить необходимо для удобства посетителей , если гуляешь в парке в мороз, тепло жилья должно сопровождает тебя неотлучно. Если замерз всегда можно зайти погреться, все под боком. Только спрятанная под землю архитектура своими коммуникациями, выходами и теплом, часто приводит к деградации любых посадок, но почему то об этом не вспоминают.
Еще интереснее отношение к посадкам. Ассортимент наиболее распространённых в Москве деревьев признан недостаточным и разнообразием ассортимента решено удивлять и поражать при этом никакой декларируемой устойчивости я не заметила. Со временем такие немотивированные , рассчитанные на удивление, сообщества растений оказываются самыми нестойкими. И главное разнообразие растений признается самодостаточно положительным фактором, при полном отсутствии какой либо идеи.
Общая планировка с изгибающимися дорожками вокруг центрального пруда при высокой плотности мощения все время заставляет вспоминать провинциальные парки советского периода или порядком надоевший псевдоприродный стиль. Это нелепо сочетается с заявкой на вечность. Вечный парк с планировкой которая на этапе создания выглядит архаичной. Вечная безликость? Может быть.
Но, есть большое но! Большой плюс проекта в концепции развития городской ситуации вокруг парка .Парк получает продолжение вдоль Москвы-реки, а под эстакадой на которую вынесена магистраль сооружается выход на пристань и к воде.
Китайский проект Turenscape прежде всего поражает смелостью. Смелостью предложить образ ландшафта рисовых чеков в пятистах метрах от Кремля и при этом обосновывать свое решение дешевизной ухода и возможностью использовать ливневую воду. При том, что ливневой воды там нет в принципе, она собрана в подземные коллекторы еще в 19 веке, а ландшафт Китая, хотя и экзотичен , но не настолько, чтобы ввести жюри в анабиоз и принять столько крепко пахнувшее восточными пряностями решение.
А дешевизна? Это 2013 год, в воздухе разлит аромат больших нефтяных денег и мыслями как их поприкольнее и поизощреннее тратить, а не экономить. Короче, китайцы не попадают.

 

 

Два проекта где доминируют формальные планировки. Их концепции мне очень понравились, но сомнения, все же перевесили , в пользу еще одной «природной» пары участников.
Предложение голландской MVRDV состоит в том , чтобы делать парк в плане повторяющий рисунок городских улиц Зарядья с максимально возможным напластованием исторических слоев.

IMG_4405
Если кто не помнит ,эта идея озвучивалась еще до первого конкурса. История Зарядье действительно глубока, культурных слоев много.

Вообще идея использовать в искусстве, ландшафте, архитектуре   приметы исчезнувших цивилизаций эксплуатируется достаточно  активно.

 

В проекте Зарядья от MVRDV  сад поделен проходами на месте старых улиц. Огромный красный крест основных променадов апеллирует и к красному , как ближайшей топонимике, так и к недавней кровавой истории. Может это у голландцев подсознательно, кто знает. В саду будет множество построек-ведь это улицы , которые предлагают прятать за зелеными стенами. В реальности это вряд ли удастся и архитектура будет слишком явно торчать.
Мне кажется при всей привлекательности идеи проекта в реальности парк станет слишком хаотичным ведь средняя площадь маленьких садов всего 2-4 сотки. Множество построек, которые предлагается спрятать за зелеными стенами в реальности вряд ли будет надежно укрыто. Маленькие сады предлагается наполнять дачным содержанием, использовать на некоторых участках посадки высоких трав, некоторые превратить во  фруктовые сады. В фундаменты снесенной России голландцы  хотят налить воду и сделать цепь прудов.
W8 оборачивается на Малевича. Простая геометрия разлетается по парку супрематизмом.IMG_4410
Колечки, прямоугольники, кубики . Вроде все несвязно разбросано по склону, но присмотревшись, понимаешь четкий и очень стройный замысел.
Один прямоугольник вытянутый почти параллельный москворецкому спуску п.2  являет колоннаду влюбленных с травяной крышей. Очень красивая сама по себе  концепция входа –протяженной колоннады ,будет сильно спорить, как мне кажется, с естественным уклоном спуска. Сквозь колоннаду виден большой луг-газон с купами сосен  п.3 . Площадь луга 3, 5 га, деревьев всего 30шт. Красиво, но как по мне , мало и первого и второго. Завершает газон огромное кольцо оранжереи  п.10. Внутри кольца пальмы. На площади которую это кольцо обнимает березовая роща  п.16. Оранжерея еще одно огромное сооружение рядом с огромной филармонией. А значит  увеличение трафика и увеличение числа  посетителей парка.
Широкий променад  п.8 с круглыми бассейнами связывает Красную площадь и филармонию, отсекая небольшие церковные сады п.13, примыкающие к Варварке с церквями.
Окружение оранжереи смешанным лесом вопроса с природой не решает, а только его усугубляет, т.к. на природу остается мало места. Весь лес это посадка деревьев в 3-5 рядов!!! Всего! Там же между лесом и филармонией вставлены еще и формальные сады п.6. Перебор. Хотя каждая идея по отдельности в проекте просто Супер! В особенности мне мила колоннада с начинающимся прямо за ней лугом.
Природные сады кажутся мне самыми убедительными.

И уважаемая Густафсон и  амбициозные Diller Scofidio + Renfro (написала вначале «молодые, но сообразила позже, что это не так)

200 (8)
Gustafson  сохраняя почти тот же крест основных проходов, что и у MVRDV проектирует его совсем иначе, привязывая к нему очень интересный рельеф, в одном углублении которого формируется озеро, второе примыкает к филармонии и образует зеленый амфитеатр. 200 (4)

Кстати стоит приглядеться к самому зданию филармонии. На момент проектирования его пятно у всех проектантов разное, что говорит о том, что во время конкурса окончательного проекта не было. (Ха-ха, по последним данным со стройки  его объем существенно увеличился.Кто бы сомневался!)
Проект очень лаконичный и , наверное, по выбору растений мне понравился больше всего. Несмотря на то, что не победил. Учиться нам еще и учиться!

200 (7)Конструкция водоема очень интересна, она демонстрирует контраст решения береговой линии, где часть решена в намеренно искусственном виде, а часть в природном, почти болоте.Примерно, как на этом снимке.

 

 

 

 

Три главных растительных объема определяют суть проекта Gustafson Porter  -дубовый лес с вкраплением сосны и лиственницы, ивовая посадка у водоема и регулярные, аллейные посадки берез у Варварки, которые рассыпаются по склону рощей.

Супер решение с березами, к тому же их посадки привязаны к трапециевидному водоему, примыкающему к одной из церквей. Очень цельно и парадно, и по идее хорошо! Короче над  Gustafson я ахала и охала, но между причитаниями  не могла не заметить наложенную планировку.
Очень много в проекте злаков и кустарников, которые занимают огромные площади.IMG_4392
Победители Diller Scofidio + Renfro соединили рыбью чешую планировки и идею четырех зон.IMG_4465

 

Такая планировка имеет примеры или аналоги.

Четыре природных зоны -это пойменный лес, березовый лес, степь и тундра.
Пойменный лес ,  в основном представлен елью и лиственницей, березовый лес с вкраплением сосны (в проекте он преобладает и простирается диагональной полосой через весь проект) , достаточно компактные кусочки степи и еще меньшая полоса тундры. В районе церквей у Варварки полосы лип и злаки.


Очень интересное мощение. В отличие от  Gustafson Porter, где с дорожками и основными направлениями все в порядке-они  четки и конкретны, DSR предлагают концепт «отсутствие троп». На деле это мощение из одинаковых восьмиугольных плит уложенных с разной плотностью. Более плотное мощение в местах более нагруженных, менее плотное в более диких.
Мне кажется красивая и красиво сформулированная легенда четырех природных зон с этими тропиночными новациями определили выбор жюри. Стройки, насколько я могла судить в проекте не очень много.

Я колебалась в своих пристрастиях между Gustafson  и DSR , проект W8 показался мне слишком перегруженным, кстати , как и MVRDV .

Но вот желание попробовать новое, желание экспериментов победило. На мой взгляд, проект DSR лучший.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s