о тайнах творчества-ошибки и др.

Все параллельно , вчера прочла про британских ученых дизайнеров сегодня

Танец «черных лебедей»

О тайнах творчества

Там есть несколько поразительных примеров и разбирается удивительное, на первый взгляд право на ошибку, хотя не о праве идет речь.

Во вчерашнем списке «совершать ошибки» выделили многие дизайнеры. Вернемся к списку и прочтем его заглавие -принципы работы.Тогда выходит, что ошибки  это не оправдание, заметьте, а принципы творчества .

Вот какой удивительный пример приводит Михаил  Эпштейн

«Рассмотрим самый простой аспект словотворчества — роль ошибок, опечаток, нечаянных отступлений от правил правописания. Важно показать, что творческий процесс включает в себя такие отступления — и вместе с тем движется дальше, оправдывая их, придавая им смысл и целесообразность. Плодотворная ошибка отличается от случайной тем, что вводит в действие новую закономерность. И если даже ошибка случайна по своим посылкам, то уже далеко не случайна по следствиям.

Возьмем, например, слово «цветы» и представим, какие ошибки можно было бы совершить в написании этого слова, начиная с первой буквы. Пойдем по алфавиту. «Аветы», «бветы», «вветы», «гветы», «дветы»… Бессмыслица, абракадабра… Однако, дойдя до буквы «р», «рветы», мы вдруг чувствуем какую-то неслучайность в подстановке здесь именно этой буквы, потому что в слове прорастает иной корень — «рвать», одна из спрягаемых форм которого — «рвёт». Конечно, отсюда еще не следует, что им суждено срастись, образовать новое слово. Однако именно «рвать» вполне прозрачно и осмысленно соотносится с корнем «цвет», поскольку одна из самых устойчивых ассоциаций — это «рвать цветы». Значит, в постановке «р» на место «ц» обнаруживается нечто осмысленное, неслучайное. «Рветы» — это, скорее всего, сорванные цветы, еще красивые, но уже обреченные — трупы цветов. «На могиле лежали рветы, поникнув увядшими головками». «Если правда, что дети — цветы жизни, то беспризорники — это ее рветы».

Это и есть акт творчества в миниатюре, в размере одного слова, заменой одной буквы: момент перехода от одного смысла к другому через стадию ошибки, просчета, который оказывается новой точкой отсчета

Меня это поразило, ошибка не порок, а принцип дизайна. Метод, Карл!

И какое же поле открывается для ландшафтного дизайнера.

Во-первых, и наверное психологически это важно, не нужно ошибок бояться. Ошибка-это тип креативности.

Во-вторых, природа,с которой мы вроде играем в одной команде, но которая  всегда себе  на уме выступает самостоятельным игроком, и постоянно подсовывает ошибки на которые дизайнер совсем и рассчитывал.

 Михаил Эпштейн подводит под все научную базу и в этой же статье выделяет

типы креативности.

Можно выделить несколько типов креативности:

1. девиация, ошибка — нечаянный сбой (искал Индию, нашел Америку);

2. экспрессия, попытка выразить нечто по-своему, соединяя старое и новое, известное и неизвестное;

3. негация, сознательная установка на подрыв системы — как самоцель: анархия, интеллектуальный террор, декаданс (до основания разрушить, а потом само что-нибудь, да построится, как говорил М. А. Бакунин);

4. эксперимент — неизвестно, что получится, но стоит уклоняться от протоптанных путей в надежде на прорыв, непредсказуемый результат;

5. инновация, оригинальность, целенаправленная установка на осознанную новизну.

 

 

 

Книга  Британский дизайн

 

Как надо, 2014

«Британский дизайн мощен, потому что его мускулатуру формировали упражнения в самых разнообразных творческих практиках (эта тенденция сохраняется и сейчас: герои монографии, не сговариваясь, признаются, что гораздо больше пользы получают от выставок живописи или партии в пинг-понг, чем от исследования чужого дизайна, а работами коллег интересуются по большей части для того, чтобы знать, чего избегать).

Британский дизайн мощен, потому что остроумен. Герои монографии подразумевают под этим и пытливость ума, которым англичане «привыкли буквально ощупывать физические пределы познания», и лаконичность выражения мыслей, и умение работать с большим количеством ограничений, и, само собой, чувство юмора и склонность к самоиронии. Последние надо смаковать в интонациях.

Наконец, британский дизайн сделали мощным его реакции на стресс. «Мировой экономический спад сильно повлиял на Великобританию в позитивном ключе, — пишет Джонатан Барнбрук (Jonathan Barnbrook). — Дизайнерам было некуда деваться, и они создавали собственные компании, брали низкобюджетные заказы, придумывали проекты для себя, работали в несвойственных им сферах, не боялись экспериментов.»

 

Некоторые принципы работы британских дизайнеров

Много читать
Искать связи и смыслы
Любить космологию и блинчики
Рисовать-отдыхать-рисовать-отдыхать
Ценить скульптуру и поэзию
Улавливать нечто промелькнувшее в фильме
Чувствовать реальность
Следить за движением планет
Масштабно мыслить
Строго следовать ритму
Быть открытым новому
Заниматься самомотивацией
Чистить мозги от банального
Принимать неожиданные решения
Рассказывать истории
Не пропускать точку перелома
Улавливать эмоциональную и ассоциативную связь
Мыслить комплексно

Видеть сногсшибательное
Делать то, что оценит мама
Держать глаза открытыми
Заниматься самокритикой
Не есть желтый снег
Исследовать вопрос
Хорошо поспать
Совершать ошибки
Вникать в контекст
Не брать чужого
Продолжать смотреть вокруг
Создавать орнаменты
Пить алкоголь
Развивать память
Заниматься хлебопечением
Любить амбиции заказчика
Выстраивать доверительные отношения
Немного расслабиться

все это по ссылке

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s