Раппапорт. Модернизм-постмодернизм

6. Модернистский миф (1900 — 1950 г.г.)
На этом этапе утраченный к 1750 году миф классической архитектуры возрождается в мифологии нового «большого» стиля современности как геометрического функционализма. Теоретическое осмысление этого этапа идет по двум руслам
— Профессионального, когда теоретическая рефлексия рождается в творчестве лидеров архитектурного проектирования ( О.Перре, О.Вагнер, Ле Корбюзье, В.Гропиус, Б.Таут, Ф-Л. Райт, бр. Веснины, М.Гинзбург, и др.)
— Историко-философского. в котором теоретическое основы архитектуры строятся историками, психологами, философами — и образуют в целом скелет так называемой «формальной школы»( Ригль, Вельфлин, Шмарзов, Бринкман, Дзеви, Гидион, Бэнем, Коллинз, Гуссерль, Ингарден, Норберг-Шульц, Некрасов, Габричевский, Зубов и пр.)
Модернистский миф создал в 20 веке редкую по прочности и когерентности систему аналитических и синтетических интенций и обещал стать действительно новой эрой архитектуры и культуры. Но эти ожидания не сбылись.

7. Постмодернистский этап (1950-2000 г.г.)
На этом этапе сам модернистский миф постепенно раслагается, он осознается как техницистская и социальная утопия. Его реформистские замыслы в области градостроительства сталкиваются с непреодолимыми социально-экономическими препятствиями. Опыт социалистических стран отходит от техницистского мифа в сторону академизма и классики. Зато линия обогащения архитектурного мышления научными знаниями и методами продолжает усиливаться. В обиход архитектурной мысли входят новые идеи из лингвистики, структурной антропологии, психологии и проксемики, математики и физики, компьютерной науки и системного анализа. Парадокс состоит в том, что обогащение архитектурной мысли этими научными и философскими знаниями окончательно разрушает (растворяет в себе) модернистский миф.
Природа этого процесса до сих пор остается мало понятой и мало исследованной. Вместо анализа на смену плотному и кристаллически однородному модернистскому мифу приходит туманный постмодернистский миф, в котором множество возможных векторов и направлений не разрушают его лишь благодаря тому, что в нем совершается отказ о рационального единства классики и модернизма и утверждается первичность хаоса и динамических турбулентных процессов.
В постмодернистской мыcли не вырабатывается никой собственной архитектурно-теоретической базы, но зато ясно различимы три важнейших момента и способности:
а) способность архитектурной мысли впитывать в себя любые экзотические внешние системы мысли и идеологии;
б) способность приспосабливать свое композиционное и формальное творчество к прагматическим обстоятельствам;
в) способность мимикрировать самую архитектуру под доминирующие тенденции дизайна, строительной технологии, философии или науки ( рекламный стиль Вентури, Гери, деконструкционистские опыты Эйзенманна, Либескинда, бигнес Колхааса, Фостера и пр.).

Основные этапы развития архитектурной мысли

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s